Учебная задача - так ли это просто?

6 июня 2025 года прошел второй научно-практический семинар лаборатории по сопровождению деятельностных практик, посвященный одному из ключевых термином деятельностного обучения, который в то же время является спорным и неоднозначно трактуемым среди педагогов, "учебная задача".

Формального единого определения учебной задачи до сих пор нет, но определенные учебные ситуации, примеры из образовательной практики позволяют понять сущность этого термина. К таким относится эксперимент с лабиринтом Л.В. Берцфаи.

Основной задачей второго семинара стало обсуждение сотрудниками лаборатории и отдела учебно-методического сопровождения других различных примеров из практики деятельностного обучения школьников (уроки русского языка, математи и др.), собранным А.С. Рыбальченко из опыта педагогов деятельностного обучения. В каждом рассмотренном примере постановки учебной задачи, работы с ней были выделены методические особенности предментой задачи, которая приводит на уроке к формулированию учебной задачи; приемы учителя, используемые им для инициации действий учеников по поиску решения задачи, а также ошибочные моменты на уроке, которые не позволили прийти к постановке учениками учебной задачи и др.

По итогам семинара принято решение включить примеры учебных ситуаций в содержание модулей/курсов, посвященных деятельностным образовательным практикам с целью обогащения учебных материалов.

Серия учебно-практических семинаров "60 минут о деятельностном подходе" продолжается.

60 минут о деятельностном подходе

23 мая 2025 года состоялся первый из серии научно-практических семинаров лаборатории по сопровождению деятельностных практик "60 минут о деятельностном подходе". Основной целью семинара является разработка и обсуждение учебно-методических материалов по деятельностерму подходу для учителей, проходящих повышение квалификации в КАУ ДПО АИРО им. А. М. Топорова. Участниками семинара стали сотрудники лаборатории и отдела учебно- методического сопровождения. 

На первом семинаре А.С. Рыбальченко представил для обсуждения следующие вопросы: 1) ФГОС и деятельностный подход; 2) Эксперимент Л.В. Берцфаи; 3) Учебная деятельность; 4) Учебная задача. В перспективе на основе рассмотренных материалов будут подготовлены учебные видео, которые планируется использовать в организации учебно-профессиональной деятельности педагогов Алтайского края.

Подведены итоги конкурса "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году

Завершился VII региональный конкурс методических разработок педагогов «Я реализую ФГОС и ФООП»!

В 2025 году в конкурсе участвовало 242 работы (без учета работ не прошедших антиплогиат) педагогов Алтайского края, а также одна работа из Дмитровского городского округа Московской области.

Следует отметить, что 65 конкурсантов этого года принимали участие и в конкурсе в 2024 году. Как и в предыдущие годы, самой многочисленной (161 работа) стала номинация «Сценарий урока (учебного занятия)».

Третий год подряд наиболее активными участниками конкурса являются педагоги г. Бийска и Бийского района, которые представили на конкурс 62 работы (26% от всего количества материалов). Девять педагогов представили свои материалы в двух номинациях.

Подведены итоги конкурса, которые утверждены приказом КАУ ДПО АИРО им. А.М. Топорова №113 от 16 мая 2025 г.:

Номинация

ФИО,

должность

Образовательная

организация

Разработка

Призовое место

Средства и процедуры оценивания новых образовательных результатов, включая оценку функциональной грамотности

Максименко Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бийска Алтайского края

«Кейс по формированию функциональной (читательской) грамотности» (русский язык, 5 класс)

2

Чернова Нина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Гимназия №8» г. Рубцовска Алтайского края

«Комплексная контрольная работа по литературе» (5 класс)

3

Видеозапись

(урок, учебное занятие, образовательное событие)

Чусова Наталья Николаевна, учитель истории и права

МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского края

«Способы защиты гражданских прав» (право, 11 класс)

1

Гульбинская Елена Владимировна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 17» г. Бийска Алтайского края

Урок-квест «Моя любимая еда» (английский язык, 3 класс)

2

Башкирова Елена Витальевна, учитель математики

МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.» Петропавловского района Алтайского края

«Смежные и вертикальные углы» (геометрия, 7 класс)

3

Сценарий урока (учебного занятия)

Трямкина Ирина Валерьевна, учитель информатики

МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района Алтайского края

Урок - деловая игра «Лучший туристический маршрут» (информатика, 9 класс)

1

Дрозд Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №34» г. Бийска Алтайского края

«Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне» (окружающий мир, 4 класс)

2

Запорожская Элина Станиславовна, учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района Алтайского края

 “Комнатные растения» (окружающий мир, 1 класс)

3

Сценарий образовательного события

Вальтер Алла Ивановна, учитель математики

МБОУ «СОШ № 6 имени Н. П. Красильникова» г. Бийска Алтайского края

Баттл «Невероятная вероятность» (вероятность и статистика, 10 класс)

1

Борченко Наталья Анатольевна, учитель математики

МОУ «Егорьевская СОШ»  Егорьевского района Алтайского края

Игра – конкурс по решению практико – ориентированных  задач «Математический калейдоскоп» (математика, 5 класс)

2

Малородова Евгения Викторовна, учитель немецкого языка

МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края

Методическая разработка образовательного события «Неделя иностранных языков в школе»

3

Сценарий методического мероприятия (семинара, мастер-клaсca и пр.), направленного на освоение новой педагогической компетенции 

Бабушкина Екатерина Юрьевна, учитель-дефектолог

МБОУ «Безрукавская СОШ» Рубцовского района Алтайского края»

Мастер-класс «Целенаправленное чтение +…»

1

Стрельцова Оксана Алексеевна, ответственная за УВР, учитель математики;

Стрельцов Игорь Александрович, учитель информатики и физики

филиал МКОУ «Поспелихинская СОШ №3»
Поспелихинская сельская СОШ

Сценарий методического семинара «Нейросети в образовании: от теории к практике»

2

Никрячёва Светлана Андреевна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ №1» г. Новоалтайска Алтайского края

Мастер-класс «Игра «Банк вопросов» как технология формирования диалогической и монологической речи на уроках английского языка»

3

Петрова Елена Михайловна, учитель математики

МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»

Мастер-класс «Учебные исследования обучающихся на уроках математики»

3

Описание опыта реализации ФГОС, ФООП на одном из уровней школьного образования

Нечаева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №17 г. Бийска Алтайского края

«Роль тестовых заданий в осуществлении мониторинга качества  обученности младших школьников на уроках русского языка в  условиях ФГОС»

1

Поликарпов Виталий Владимирович, учитель математики/информатики

МБОУ «Красногорская СОШ» Красногорского района Алтайского края

«Точка роста» - развитие творческих способностей школьников»

2

Ракитина Наталья Петровна, преподаватель английского языка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Дмитровский техникум», структурное подразделение 1

 «Описание опыта реализации ФГОС на уроке английского языка», 1 курс/10 класс

3

Представление опыта формирования функциональной грамотности

Тыщенко Ольга Ивановна, учитель физической культуры

МБОУ «Новоалександровская СОШ» Рубцовского района Алтайского края

«Внедрение функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях»

1

Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска Алтайского края»

«Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы»

2

Штырц Инна Эдуардовна, учитель немецкого языка

МБОУ «Куйбышевская СОШ» Рубцовского района

«Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности школьников»

3

В этом году отдельно проводился конкурс среди материалов учителей математики, на который было представлено более 35 работ. Выявлены победители:

Номинация

ФИО,

должность

Образовательная

организация

Разработка

Призовое место

Сценарий урока

(учебного занятия)

Князева Алена Вадимовна, учитель математики

МКОУ «Урюпинская СОШ» Алейского района Алтайского края

«Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби. Нахождение числа по его части» (математика, 5 класс)

2

Иваненко Ольга Викторовна, учитель математики

МБОУ «Ложкинская ООШ» Целинного района Алтайского края

Математический экскурс «По дорогам ВОВ»/ «Арифметические действия с натуральными числами» (математика, 5 класс)

3

Сморкалова Наталья Николаевна, учитель математики

МБОУ «СОШ №98» г. Барнаула Алтайского края

 «Действия с десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей»  (математика, 5 класс)

3

Победители и участники конкурса с 26 мая 2025 г. на этой странице смогут скачать наградные документы, либо сертификаты соотвественно:

По возникшим вопросам участники конкурса могут обращвться по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С 1 июня 2025 г. откроется Галерея победителей конкурса этого года!

Поздравляем победителей!

Благодарим всех участников конкурса и членов жюри!

Встретились победители образовательных событий по функциональной грамотности

22 марта 2025 года, в первый день весенних каникул, для пяти команд восьмиклассников Алтайского края состоялось дистанционное образовательное событие по функциональной грамотности «Вместе мы – сила!». По решению организаторов встречи для участия были приглашены команды учащихся, которые в предыдущие годы, стали победителями или призерами онлайн событий.

Подробнее: Встретились победители образовательных событий по функциональной грамотности

Стартовал региональный конкурс "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году

С 10 марта по 16 мая 2025 года для работников образовательных организаций Алтайского края, реализующих общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, стартует VII региональный конкурс методических разработок "Я реализую ФГОС и ФООП". Организаторы конкурса – лаборатория по сопровождению деятельностных практик (КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова).

Подробнее: Стартовал региональный конкурс "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году

Профессиональное сообщество обсуждает деятельностные практики

5 марта 2025 года на телеграмм-канале Сообщества педагогов-практиков развивающего обучения состоялась презентация методических материалов для учителей, использующих в обучении деятельностностные практики.

Подробнее: Профессиональное сообщество обсуждает деятельностные практики

Знаем и действуем!

Лига образовательных событий «Знания в действии», организованная лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО имени А.М. Топорова совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ продолжает свою работу.

Подробнее: Знаем и действуем!

Стартовала Лига образовательных событий по функциональной грамотности в 2025 году

В феврале 2025 г. лабораторя по сопровождению деятельностных практик АИРО им. А.М. Топорова совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ запустили Лигу образовательных событий «Знания в действии» – 15 февраля состоялось первое в 2025 году дистанционное образовательное событие для учащихся по функциональной грамотности.

Подробнее: Стартовала Лига образовательных событий по функциональной грамотности в 2025 году

Масштабное образовательное событие состоялось в Хабарском районе

     22 января 2025 года на базе МБОУ «Хабарская СОШ №2» Хабарского района Алтайского края учителя школьного методического объединения математики, информатики и ИКТ организовали и провели ообразовательное событие по функциональной грамотности «Учимся для жизни» для учащихся 7-8 классов Алтайского края.

Подробнее: Масштабное образовательное событие состоялось в Хабарском районе

«Событие» в уходящем 2024 году

21 декабря 2024 года лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО на платформе «Сферум» было проведено завершающее в уходящем году дистанционное образовательное событие по функциональной грамотности «Решаем весело» для учащихся 7-8 классов Алтайского края.

Подробнее: «Событие» в уходящем 2024 году