Новости
Учебная задача - так ли это просто?
6 июня 2025 года прошел второй научно-практический семинар лаборатории по сопровождению деятельностных практик, посвященный одному из ключевых термином деятельностного обучения, который в то же время является спорным и неоднозначно трактуемым среди педагогов, "учебная задача".
Формального единого определения учебной задачи до сих пор нет, но определенные учебные ситуации, примеры из образовательной практики позволяют понять сущность этого термина. К таким относится эксперимент с лабиринтом Л.В. Берцфаи.
Основной задачей второго семинара стало обсуждение сотрудниками лаборатории и отдела учебно-методического сопровождения других различных примеров из практики деятельностного обучения школьников (уроки русского языка, математи и др.), собранным А.С. Рыбальченко из опыта педагогов деятельностного обучения. В каждом рассмотренном примере постановки учебной задачи, работы с ней были выделены методические особенности предментой задачи, которая приводит на уроке к формулированию учебной задачи; приемы учителя, используемые им для инициации действий учеников по поиску решения задачи, а также ошибочные моменты на уроке, которые не позволили прийти к постановке учениками учебной задачи и др.
По итогам семинара принято решение включить примеры учебных ситуаций в содержание модулей/курсов, посвященных деятельностным образовательным практикам с целью обогащения учебных материалов.
Серия учебно-практических семинаров "60 минут о деятельностном подходе" продолжается.
60 минут о деятельностном подходе
23 мая 2025 года состоялся первый из серии научно-практических семинаров лаборатории по сопровождению деятельностных практик "60 минут о деятельностном подходе". Основной целью семинара является разработка и обсуждение учебно-методических материалов по деятельностерму подходу для учителей, проходящих повышение квалификации в КАУ ДПО АИРО им. А. М. Топорова. Участниками семинара стали сотрудники лаборатории и отдела учебно- методического сопровождения.
На первом семинаре А.С. Рыбальченко представил для обсуждения следующие вопросы: 1) ФГОС и деятельностный подход; 2) Эксперимент Л.В. Берцфаи; 3) Учебная деятельность; 4) Учебная задача. В перспективе на основе рассмотренных материалов будут подготовлены учебные видео, которые планируется использовать в организации учебно-профессиональной деятельности педагогов Алтайского края.
Подведены итоги конкурса "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году
Завершился VII региональный конкурс методических разработок педагогов «Я реализую ФГОС и ФООП»!
В 2025 году в конкурсе участвовало 242 работы (без учета работ не прошедших антиплогиат) педагогов Алтайского края, а также одна работа из Дмитровского городского округа Московской области.
Следует отметить, что 65 конкурсантов этого года принимали участие и в конкурсе в 2024 году. Как и в предыдущие годы, самой многочисленной (161 работа) стала номинация «Сценарий урока (учебного занятия)».
Третий год подряд наиболее активными участниками конкурса являются педагоги г. Бийска и Бийского района, которые представили на конкурс 62 работы (26% от всего количества материалов). Девять педагогов представили свои материалы в двух номинациях.
Подведены итоги конкурса, которые утверждены приказом КАУ ДПО АИРО им. А.М. Топорова №113 от 16 мая 2025 г.:
Номинация |
ФИО, должность |
Образовательная организация |
Разработка |
Призовое место |
Средства и процедуры оценивания новых образовательных результатов, включая оценку функциональной грамотности |
Максименко Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бийска Алтайского края |
«Кейс по формированию функциональной (читательской) грамотности» (русский язык, 5 класс) |
2 |
Чернова Нина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
МБОУ «Гимназия №8» г. Рубцовска Алтайского края |
«Комплексная контрольная работа по литературе» (5 класс) |
3 |
|
Видеозапись (урок, учебное занятие, образовательное событие) |
Чусова Наталья Николаевна, учитель истории и права |
МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского края |
«Способы защиты гражданских прав» (право, 11 класс) |
1 |
Гульбинская Елена Владимировна, учитель английского языка |
МБОУ «СОШ № 17» г. Бийска Алтайского края |
Урок-квест «Моя любимая еда» (английский язык, 3 класс) |
2 |
|
Башкирова Елена Витальевна, учитель математики |
МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.» Петропавловского района Алтайского края |
«Смежные и вертикальные углы» (геометрия, 7 класс) |
3 |
|
Сценарий урока (учебного занятия) |
Трямкина Ирина Валерьевна, учитель информатики |
МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района Алтайского края |
Урок - деловая игра «Лучший туристический маршрут» (информатика, 9 класс) |
1 |
Дрозд Татьяна Николаевна, учитель начальных классов |
МБОУ «СОШ №34» г. Бийска Алтайского края |
«Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне» (окружающий мир, 4 класс) |
2 |
|
Запорожская Элина Станиславовна, учитель начальных классов |
МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района Алтайского края |
“Комнатные растения» (окружающий мир, 1 класс) |
3 |
|
Сценарий образовательного события |
Вальтер Алла Ивановна, учитель математики |
МБОУ «СОШ № 6 имени Н. П. Красильникова» г. Бийска Алтайского края |
Баттл «Невероятная вероятность» (вероятность и статистика, 10 класс) |
1 |
Борченко Наталья Анатольевна, учитель математики |
МОУ «Егорьевская СОШ» Егорьевского района Алтайского края |
Игра – конкурс по решению практико – ориентированных задач «Математический калейдоскоп» (математика, 5 класс) |
2 |
|
Малородова Евгения Викторовна, учитель немецкого языка |
МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края |
Методическая разработка образовательного события «Неделя иностранных языков в школе» |
3 |
|
Сценарий методического мероприятия (семинара, мастер-клaсca и пр.), направленного на освоение новой педагогической компетенции |
Бабушкина Екатерина Юрьевна, учитель-дефектолог |
МБОУ «Безрукавская СОШ» Рубцовского района Алтайского края» |
Мастер-класс «Целенаправленное чтение +…» |
1 |
Стрельцова Оксана Алексеевна, ответственная за УВР, учитель математики; Стрельцов Игорь Александрович, учитель информатики и физики |
филиал МКОУ «Поспелихинская СОШ №3» |
Сценарий методического семинара «Нейросети в образовании: от теории к практике» |
2 |
|
Никрячёва Светлана Андреевна, учитель английского языка |
МБОУ «СОШ №1» г. Новоалтайска Алтайского края |
Мастер-класс «Игра «Банк вопросов» как технология формирования диалогической и монологической речи на уроках английского языка» |
3 |
|
Петрова Елена Михайловна, учитель математики |
МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» |
Мастер-класс «Учебные исследования обучающихся на уроках математики» |
3 |
|
Описание опыта реализации ФГОС, ФООП на одном из уровней школьного образования |
Нечаева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов |
МБОУ СОШ №17 г. Бийска Алтайского края |
«Роль тестовых заданий в осуществлении мониторинга качества обученности младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС» |
1 |
Поликарпов Виталий Владимирович, учитель математики/информатики |
МБОУ «Красногорская СОШ» Красногорского района Алтайского края |
«Точка роста» - развитие творческих способностей школьников» |
2 |
|
Ракитина Наталья Петровна, преподаватель английского языка |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Дмитровский техникум», структурное подразделение 1 |
«Описание опыта реализации ФГОС на уроке английского языка», 1 курс/10 класс |
3 |
|
Представление опыта формирования функциональной грамотности |
Тыщенко Ольга Ивановна, учитель физической культуры |
МБОУ «Новоалександровская СОШ» Рубцовского района Алтайского края |
«Внедрение функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях» |
1 |
Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов |
МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска Алтайского края» |
«Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы» |
2 |
|
Штырц Инна Эдуардовна, учитель немецкого языка |
МБОУ «Куйбышевская СОШ» Рубцовского района |
«Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности школьников» |
3 |
В этом году отдельно проводился конкурс среди материалов учителей математики, на который было представлено более 35 работ. Выявлены победители:
Номинация |
ФИО, должность |
Образовательная организация |
Разработка |
Призовое место |
Сценарий урока (учебного занятия) |
Князева Алена Вадимовна, учитель математики |
МКОУ «Урюпинская СОШ» Алейского района Алтайского края |
«Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби. Нахождение числа по его части» (математика, 5 класс) |
2 |
Иваненко Ольга Викторовна, учитель математики |
МБОУ «Ложкинская ООШ» Целинного района Алтайского края |
Математический экскурс «По дорогам ВОВ»/ «Арифметические действия с натуральными числами» (математика, 5 класс) |
3 |
|
Сморкалова Наталья Николаевна, учитель математики |
МБОУ «СОШ №98» г. Барнаула Алтайского края |
«Действия с десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей» (математика, 5 класс) |
3 |
Победители и участники конкурса с 26 мая 2025 г. на этой странице смогут скачать наградные документы, либо сертификаты соотвественно:
По возникшим вопросам участники конкурса могут обращвться по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С 1 июня 2025 г. откроется Галерея победителей конкурса этого года!
Поздравляем победителей!
Благодарим всех участников конкурса и членов жюри!
Встретились победители образовательных событий по функциональной грамотности
22 марта 2025 года, в первый день весенних каникул, для пяти команд восьмиклассников Алтайского края состоялось дистанционное образовательное событие по функциональной грамотности «Вместе мы – сила!». По решению организаторов встречи для участия были приглашены команды учащихся, которые в предыдущие годы, стали победителями или призерами онлайн событий.
Подробнее: Встретились победители образовательных событий по функциональной грамотности
Стартовал региональный конкурс "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году
С 10 марта по 16 мая 2025 года для работников образовательных организаций Алтайского края, реализующих общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, стартует VII региональный конкурс методических разработок "Я реализую ФГОС и ФООП". Организаторы конкурса – лаборатория по сопровождению деятельностных практик (КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова).
Подробнее: Стартовал региональный конкурс "Я реализую ФГОС и ФООП" в 2025 году
Профессиональное сообщество обсуждает деятельностные практики
5 марта 2025 года на телеграмм-канале Сообщества педагогов-практиков развивающего обучения состоялась презентация методических материалов для учителей, использующих в обучении деятельностностные практики.
Подробнее: Профессиональное сообщество обсуждает деятельностные практики
Знаем и действуем!
Лига образовательных событий «Знания в действии», организованная лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО имени А.М. Топорова совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ продолжает свою работу.
Стартовала Лига образовательных событий по функциональной грамотности в 2025 году
В феврале 2025 г. лабораторя по сопровождению деятельностных практик АИРО им. А.М. Топорова совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ запустили Лигу образовательных событий «Знания в действии» – 15 февраля состоялось первое в 2025 году дистанционное образовательное событие для учащихся по функциональной грамотности.
Подробнее: Стартовала Лига образовательных событий по функциональной грамотности в 2025 году
Масштабное образовательное событие состоялось в Хабарском районе
22 января 2025 года на базе МБОУ «Хабарская СОШ №2» Хабарского района Алтайского края учителя школьного методического объединения математики, информатики и ИКТ организовали и провели ообразовательное событие по функциональной грамотности «Учимся для жизни» для учащихся 7-8 классов Алтайского края.
Подробнее: Масштабное образовательное событие состоялось в Хабарском районе
«Событие» в уходящем 2024 году
21 декабря 2024 года лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО на платформе «Сферум» было проведено завершающее в уходящем году дистанционное образовательное событие по функциональной грамотности «Решаем весело» для учащихся 7-8 классов Алтайского края.