Лаборатория по сопровождению деятельностных практик приняла участие в проведении летней педагогической школы

12-14 августа 2024 года на базе учебно-оздоровительного лагеря «Лицейская дача» в селе Алтайское работала летняя педагогическая школа по функциональной грамотности «Учим для жизни», её организаторами стали Министерство образования и науки Алтайского края, Алтайский институт развития образования, Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества.

   В рамках работы летней школы 13 августа Елена Николаевна Даниленко и Ольга Юрьевна Фефелова для учителей Алтайского края провели погружение «Математическая грамотность как ориентир современного образования» в форме тренинга “Хендра-Пендра”. Его участники, а их было 12 человек (по шесть человек в каждой из двух команд), тренировали такие значимые для взрослого человека и для учащегося умения, как работа в команде, работа с информацией, умение принимать решение в ситуации неопределенности. Наряду с тренировкой метапредметных умений для решения предложенной ведущими конкретно-практической задачи применялись, конечно же, и предметные знания, умения из геометрии.

Присутствующим было предложено создать «Хендру-Пендру» на основании описания в отдельных карточках 5-ти различных характеристик частей, выданных каждому ученику в группе. Участники тренинга сначала самостоятельно работали с информацией, переводили ее с текстового языка на символьный и др., а затем они сотрудничали «со сверстниками», роль которых выполняли коллеги-учителя. Основная задача на этом шаге тренинга – по памяти и по построенным схемам совместно восстановить Хендру-Пендру; собирали в аудитории заранее приготовленные материалы и инструменты для изготовления объекта; изготавливали этот объект в течение. Все происходило в течение получаса.

Тренинг дал возможность каждому учителю не только восстановить ход собственной работы и работы своей группы с учетом оценки правильности выполненного задания по определенным критериям, с которыми работали наблюдатели групп, но и смогли выяснить, какие действия совместной работы позволили верно выполнить задание, а какие – привели к неверному результату. Педагоги отметили, что самым сложным этапом было совмещение частей информации, которой владел каждый участник группы, в единое целое, для получения «конечного продукта» – Хендры-Пендры. Разбор полетов дал возможность учителям сделать вывод о том, что в зависимости от воображения, абстрактного мышления человека, умения слушать, слышать, фиксировать и воспроизводить информацию, могут получиться не всегда правильные модели (нарушена форма, перепутан цвет элементов модели и т.д.). Именно поэтому в обучении большую роль играет учебное сотрудничество, которое приводит к положительному результату в освоении учебного предмета и в развитии мышления учащегося.

Учителя – участники погружения в конце тренинга отметили:

- «Фактически мы получили в руки работающий инструмент для создания условий по формированию у учеников функциональной математической грамотности».

- «В ходе тренинга формирование функциональной грамотности было интегрировано в совместную творческую проектную деятельность. Играя роль учеников на уроке, которая заключалась в работе над выполнением задания, мы поняли, как можно организовать деятельность ребят на занятии, используя групповую форму работы, в ходе которой действительно каждый ее участник отвечает за общий результат группы, а не только за свою часть работы.

– «Несомненно полученный опыт мы будем применять в своей практике, и начнем с того, что проведем в своих школах такое занятие-тренинг с ребятами».

- «Занятие очень интересное и увлекательное, позволяет погрузиться, продумать варианты, включить творчество и фантазию. Такой тренинг наглядно демонстрирует то, как и какие компоненты и направления функциональной грамотности можно формировать при обучении учебному предмету. Побольше бы таких тренингов-погружений!”.  

Фотогалерея:

1

2

3

4

5