Состоялся семинариум о формирующем оценивании
5, 12 ноября и 20 декабря 2024 года лаборатория по сопровождению деятельностных практик провела серию научно-практических семинаров по формирующему оцениванию. Цель этих семинаров – совершенствование компетенций участников в области оценивания, позволяющего диагностировать и корректировать в ходе урока процесс освоения учащимися предметных понятий и способов действий.
Семинариум начался с актуализации теоретических особенностей организации учебной деятельности школьников. Статья В.В. Давыдова "Что такое учебная деятельность?" помогла выделить важные тезисы для обучения, направленного на развитие теоретического мышления школьников, например: не всякая активность человека является деятельностью; постановка и решение учебных задач требует такого материала, с которым дети могут производить соответствующие преобразования, выполнять предметное или мысленное экспериментирование; и др.
Основой для последующей работы на семинарах послужили статьи Г.А. Цукерман и Ю.И. Суховерша «Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики», в которых авторами детально на примере конкретных уроков начальной школы представлены учебные ситуации, раскрывающие специфику работы учителя деятельностного подхода, реализующего формирующее оценивание. Изучение и обсуждение в рамках семинаров статей позволило глубже понять особенности работы на уроке учителя-«диагноста». Погружение в содержание названных статей с позиции реализации формирующего оценивания позволило участника семинара выполнить пробы в проектировании соответствующих уроков, проиграть разработанные учебные ситуации, а также создать краткие рекомендации педагогам, которые хотели бы проектировать и проводить уроки с использованием формирующего оценивания.
Разработанные, апробированные и скорректированные на семинарах материалы (фрагменты проектов уроков, набор приемов педагога для построения учителем на уроке учебного диалога, инициирующего учебные действия школьников и т.д.) пополнили банк методических материалов лаборатории, используемый при проведении мастер-классов, тренингов, практических занятий и др. с педагогами Алтайского края по проблеме осуществления деятельностных образовательных практик.
В следующем году планируется проведение аналогичных семинаров по профилю деятельности лаборатории.