Профессиональное сообщество обсуждает деятельностные практики
5 марта 2025 года на телеграмм-канале Сообщества педагогов-практиков развивающего обучения состоялась презентация методических материалов для учителей, использующих в обучении деятельностностные практики.
Во встрече участвовали также сотрудники лаборатории по сопровождению деятельностных практик и старший методист отдела научно-методического сопровождения образования А.С. Рыбальченко. Александр Семенович представил материал, подготовленный им по комментариям Г.А. Цукерман к психолого-педагогическому микроанализу уроков. Этот материал был предварительно рассмотрен в рамках научно-методического семинара лаборатории 27 февраля и рекомендован к обсуждению в профессиональном сообществе учителей и ученых-практиков деятельностной педагогики.
На обсуждении А.С. Рыбальченко была предложена авторская метафора модели урока в деятельностной парадигме – «Сад расходящихся тропинок», через которую учитель может наглядно увидеть (запланировать до и/или проанализировать после) свои микрошаги пробных действий, направленных на порождение инициативного поведения учащихся с целью выстраивания живого учебного взаимодействия с учётом «нащупанной» учителем микрозоны ближайшего развития конкретного здесь и сейчас ученика и класса. Педагогическая ценность дискутируемого содержания состоит в том, что оно может быть полезно для образовательной практики учителей, которые выбрали путь деятельностной педагогики.
В обсуждении приняли участие Бронислав Александрович Зельцерман – научный руководитель Педагогического Центра «Эксперимент» (г. Рига), Татьяна Александровна Зубарева - канд. пед. наук., руководитель Центра управления проектами КемГУ, Мария Евгеньевна Лузина – директор Семейной школы дополнительного образования «БУМ-класс» (г. Электросталь), Галина Анатольевна Цукерман - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института РАО (г. Москва) и педагоги-практики школ развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
По итогам проведенной встречи принято решение продолжить работу над материалом, который был бы хорошим методическим подспорьем учителю в области реализации деятельностного обучения.
С проектом методического материала вы можете ознакомиться на странице лаборатории АИРО по сопровождению деятельностных практик (Смотреть ЗДЕСЬ).