Школьники осваивают математическое моделирование

В мае-июне 2021 года сотрудники лаборатории по сопровождению деятельностных практик АИРО им. А.М. Топорова разработали и реализовали тренинг «Учимся решать задачи» в двух школах Алтайского края: МБОУ «Хабарская СОШ №2» (учителя математики Е.Н. Даниленко, А.Н. Удовик) и МБОУ «Лицей №130 (РАЭПШ)» (учитель математики О.А. Яруткина). Работа проводилась с учащимися 6 – 8 классов как в группах одного возраста, так и в разновозрастных группах.

Тренинг был направлен на развитие у школьников умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения математических задач с текстом. Он построен на основе деятельстностного содержания, представленного в учебниках математики С.Ф. Горбова – специалиста деятельностного подхода. Тренинг состоял из системы занятий, на которых учащиеся с помощью моделирования, как учебного действия, искали решение задач.

Одним из основных выводов, к которому пришли ребята, явилось понимание того, что «текстовые задачи легче осмыслять и решать, когда их можно «нарисовать», «изобразить», «схематизировать» и др.». Для представления задачи в наглядном виде и служит моделирование. Использование модельных средств для многих учащихся стало собственным ресурсом решения текстовых задач. На итоговом занятии они не задавали вопросов: «Нужна краткая запись?», «Надо делать чертёж?» и др., а по собственной инициативе и желанию моделировали конкретные задачные ситуации и на основе моделей выходили на правильные решения.

Проведенный тренинг с учениками показал актуальность таких занятий для формирования и развития умений решать текстовые задачи по математике, а также межпредметные и жизненные задачи.

Содержание тренинга (посмотреть).

3     4   8