Сотрудничество АИРО с научными партнерами по вопросам реализации деятельностного подхода продолжается
11 марта 2020 г. состоялся вебинар по теме «Деятельностный подход: проблемы и перспективы». Мероприятие организовано лабораторией АИРО по сопровождению деятельностных практик при участии Московского городского педагогического университета и НП «Авторский клуб». Участниками вебинара стали более 170 педагогов не только Алтайского края, но и других регионов РФ (Республика Саха Якутия, Москва и др.).
Открывая вебинар, Н.В. Решетникова, зав. лабораторией АИРО по сопровождению деятельностных практик, подчеркнула актуальность проблемы реализации деятельностного подхода в обучении, которая подтверждается многочисленными вопросами от учителей, поступающими в лабораторию. Ответам на волнующие вопросы в области грамотной реализации деятельностного подхода и был посвящен он-лайн семинар.
Для выступления на вебинаре был приглашен В.А. Львовский, зав. лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, руководитель НП «Авторский Клуб», ведущий специалист лаборатории АИРО по сопровождению деятельностных практик, международный эксперт по оценке качества образования, учитель, тренер.
Выступление Владимира Александровича было посвящено ответам на вопросы учителей Алтайского края по реализации ФГОС, которые они подготовили заранее к данному мероприятию. Ни один из вопросов не остался без внимания. Как всегда, Владимир Александрович без научения и пафоса, аргументированно, на доступном языке выразил свою позицию по каждому из вопросов.
Ведущий обозначил принципиальное различие деятельностного подхода и системно-деятельностного подходов, понимая под последним некоторое соединение деятельностного подхода и различных методологических средств, когда на предметное действие начинает надстраиваться методологическое, например, при решении задачи практикуются вопросы учителя: «Что надо делать, когда ты понимаешь, что не можешь решить задачу?», «Какой следующий шаг в решении?» и т.п.
Раскрывая логику обучения в деятельностном подходе, Владимир Александрович отметил, что исторически средства решения задач появлялись, как правило, после возникновения самой задачи, проблемы. Поэтому естественно сохранение такой логики для неформального освоения обучающимися учебного содержания в условиях деятельностного подхода.
Ведущий остановился на диагностике предметных результатов, построенной на деятельностных основаниях – методика SAM. При этом было отмечено, что целевой установкой по достижению школьниками предметных результатов на конец начальной школы и на уровне основного общего образования является рефлексивный уровень, т.е. выполнение действия с пониманием.
На вебинаре обсуждались также вопросы, связанные с особенностями умения учиться у школьников разного уровня образования, с видами деятельностных образовательных практик и др. В целом, Владимир Александрович отметил, что содержательный уровень вопросов от учителей ежегодно повышается, что свидетельствует о более глубоком их погружении в понимание грамотной реализации деятельностного подхода.
Участники вебинара отметили высокий уровень проведенного мероприятия и выразили желание о систематическом проведении он-лайн семинаров, семинаров, форумов лаборатории АИРО совместно с научными партнёрами.
В завершении вебинара Наталья Валерьевна представила план работы лаборатории по сопровождению деятельностных практик на 2020 г., приглашая учителей к участию в запланированных мероприятиях и к сотрудничеству в разных форматах.
Видеозапись вебинара (смотреть).
Презентация В.А. Львовского (скачать).
Презентация Н.В. Решетниковой (скачать).
Лаборатория АИРО по сопровождению деятельностных практик