Вместе реализуем новые стандарты: телемост АКИПКРО – "Авторский клуб" (Москва)
27 октября 2017 года учителя математики Алтайского края в рамках курсов повышения квалификации приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с грамотной реализацией школьных образовательных стандартов. Обсуждение прошло в формате интерактивного телемоста «Актуальные вопросы реализации урока деятельностного формата»: Барнаул – Москва. Телемост был организован преподавателями кафедры математического образования, информатики и ИКТ АКИПКРО, специалистами отдела информатизации АКИПКРО совместно с Некоммерческим партнерством «Авторский клуб» (Москва).
В мероприятии приняли участие:
- в Барнауле - учителя математики, слушатели курсов «Задачно-проблемный подход в обучении математике», М.А. Гончарова, зав. кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АКИПКРО, и Н.В. Решетникова, доцент кафедры математического образования, информатики и ИКТ АКИПКРО.
- в Москве - тренеры-технологи, сопровождающие учителей при переходе на новые ФГОС НОО и ООО; В.А. Львовский, руководитель НП «Авторский Клуб», международный эксперт по оценке качества образования, учитель, преподаватель, тренер; Е.Г. Ушакова, научный руководитель школы развивающего образования «Умка» (Новосибирск), специалист по проектированию и реализации деятельностных форматов работы с учащимися и педагогами; О.И. Фурдилова, заместитель директора по учебно-методической работе МАОУ Домодедовская СОШ №8, учитель начальных классов.
В ходе телемоста обсуждались вопросы:
- Современные УМК, используемые учителями математики в нашем регионе, мало чем отличаются от учебников без логотипа ФГОС. На что надо ориентироваться учителю при подборе или составлении конкретно-практической задачи для учебного занятия?
- Есть ли временные рамки для постановки учебной задачи на уроке?
- Как правильно вести учебную дискуссию, которая выводила бы ребят на понимание ошибочности пробных действий?
- В какой момент на деятельностном уроке учитель может назвать культурное понятие (средство)?
- Какие тренинги в педагогическом коллективе наиболее эффективны для формирования у учителя компетенции уметь вести учебную дискуссию?
- Допустим, в ходе исследовательских действий учащиеся вышли на формулировку теоремы. Доказательство теоремы содержит дополнительные построения, которые ученики не догадаются предложить. Что надо предпринять учителю, чтобы урок проходил в деятельностном формате?
- Учитель взял 5-й класс и в ходе диагностики обнаружил неумение ребят работать в группах. В школе психологические тренинги не проводятся. Классный руководитель не владеет компетенцией – умение организовать учебное сотрудничество. Когда учителю-предметнику формировать у подростков коммуникативные умения?
- Должен ли учитель на каждом уроке диагностировать метапредметные эффекты, исходя из того, что на каждом уроке от него требуется ставить метапредметные цели?
- Как можно использовать особенности обучения в малокомплектной школе для постановки и решения учебной задачи?
- Предусматривает ли диагностика учебно-предметных компетенций по КИМ нового поколения в рамках SAM участие детей с ОВЗ и ЗПР?
Мнение специалистов, отвечающих на вопросы, не всегда однозначно воспринималось учителями математики из-за неразработанности того или иного вопроса в методике обучения или недостаточности методического обеспечения, которое позволяло бы грамотно реализовывать ФГОС в образовательной организации. Как отметил В.А. Львовский, многие затронутые вопросы в данный момент находятся в режиме осмысления, разработки и апробации. Поэтому важно на этом этапе вместе обсуждать возникающие затруднения, совместно искать пути их преодоления.
Новость предоставлена кафедрой математического образования, информатики и ИКТ