Педагоги Алтайского края провели мастер-классы по функциональной грамотности

29 августа 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова педагоги из восьми школ Алтайского края показали мастер-классы, посвященные вопросам формирования функциональной грамотности. В очном мероприятии участвовали 49 человек, также велась онлайн-трансляция.

— Функциональная грамотность позволяет применять полученные в школе знания в реальной жизни, найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций. Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Формирование функциональной грамотности — одна из важнейших задач современного образования. Мы все понимаем, что этот процесс достаточно длительный, не одномоментный. Причем он происходит как в урочное, так и во внеурочное время. На мастер-классах педагоги поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности учащихся, — пояснила модератор мероприятия, заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО Наталья Решетникова.

Учитель начальных классов школы № 19 города Новоалтайска Наталья Горожанкина рассказала, какие средства использует для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира. Презентация спикера — по ссылке.

Приём «Корзина идей» для развития критического мышления обучающихся рассмотрела учитель начальных классов Кулундинской школы № 1 Татьяна Чугун.

Учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 80 Марина Ильичева перечислила приемы, которые использует на уроках для формирования языковой функциональной грамотности ребят. Это чтение с остановками, работа с вопросником, бортовой журнал, диктант на засыпку, диктант значений, мозговой штурм и другие приемы. Педагог также отметила, что обращается к материалам сайта ФИПИ. Презентация — здесь.

Учитель иностранного языка барнаульской школы № 31 Ольга Юрова подчеркнула, что уроки английского языка формируют все виды функциональной грамотности: читательскую грамотность, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Спикер обратила внимание, что развитию креативного мышления детей способствовал пятый тур кейс-чемпионата по функциональной грамотности, в апробации технологии которого их школа участвовала в прошлом году. Подробнее — в презентации.

Опыт разработки заданий, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка, презентовала учитель Кулундинской школы № 1 Евгения Малородова.

Следующей выступила учитель истории Поспелихинской школы № 1 Поспелихинского района Любовь Мухопад. Она рассказала, что для формирования всех видов функциональной грамотности на уроках в пятом классе применяет пересказ, функциональное чтение, познавательные игры, исторические диктанты, изучение документов и другие средства, а также задания, например, создание ленты времени или определение исторического персонажа на иллюстрации. Наблюдая за пятиклассниками весь прошлый учебный год, педагог заметила, что у них появился устойчивый интерес к предмету. По ее словам, из 14 учащихся восемь умеют работать с информацией, проводить исторические аналогии с современностью, обсуждать события и личностей прошлого, а два ученика могут аргументированно выражать свою точку зрения, ссылаясь на исторические источники. Ознакомиться с презентацией можно по ссылке.

Учителя начальных классов Поспелихинской школы № 2 Поспелихинского района Наталья Мойсиевская и Светлана Буравлева рассказали, что прививают функциональную грамотность на внеурочных занятиях по авторской программе Марии Буряк и Светланы Шейкиной. Спикеры уверены, что решение задач и проведение исследований по этой программе развивает потенциал детей.

Участникам показали видео о фестивале образовательных событий по функциональной грамотности «Мы — вместе», организованном с февраля по апрель этого года лабораторией по сопровождению деятельностных практик совместно с кафедрой математического образования и ИКТ АИРО. Далее опытом формирования функциональной грамотности с помощью образовательных событий поделились учителя математики Ольга Фефелова из школы№12 города Новоалтайска и Татьяна Рубцова из Калманской школы им. Г.А. Ударцева. Они также погрузили коллег, разделившихся на команды, в образовательное событие — онлайн-игру «Давайте порешаем». Материалы для проведения таких событий можно найти на сайте лаборатории по сопровождению деятельностных практик. Презентация учителей математики.

В завершении мероприятия представитель Сбербанка в Барнауле Владимир Галенко анонсировал педагогам осеннюю сессию онлайн-уроков финансовой грамотности для учащихся, которая стартует в сентябре. Организатором проекта является Банк России. Ссылка на презентацию.

Алена Слизова, учитель истории и обществознания Поспелихинской школы № 4:

— Тема формирования функциональной грамотности очень актуальна сейчас. Мероприятие меня заинтересовало еще и потому, что я учусь в магистратуре педвуза и пишу выпускную квалификационную работу, посвященную формированию функциональной читательской грамотности на уроках обществознания. Отметила для себя мастер-класс по проведению образовательного события — учителя математики представили интересную технологию, которую безусловно можно реализовывать не только для формирования функциональной грамотности, но и в иной деятельности. До сегодняшнего дня в своей практике я не применяла подобную технологию и не встречала ее у других коллег.

Эльвира Салимова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями барнаульского лицея № 3:

— Мне было интересно узнать, как в разных школах Алтайского края формируют функциональную грамотность у детей, на каких уроках и какие средства применяют. Полученными знаниями поделюсь со своими коллегами, чтобы в нашем лицее развивалась работа в этом направлении.

Фотогалерея:

dsc 7070

dsc 7084

dsc 7104

dsc 7116

dsc 7264

dsc 7253

dsc 7142

dsc 7160

dsc 7185

dsc 7202 glavn

dsc 7192

dsc 7222

dsc 7223

dsc 7268

dsc 7290

dsc 7246

dsc 7273