Лаборатория АИРО провела мероприятия в IV Всероссийском Съезде тренеров-технологов деятельностных образовательных практик
С 8 по 10 июля 2021 года состоялся IV Съезд тренеров-технологов деятельностных образовательных практик, среди участников которого – мэтры деятельностной педагогики (А.Б. Воронцов, С.Ф. Горбов, М.В. Кларин, В.А. Львовский, П.Г. Нежнов, А.М. Медведев, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин и др.), учителя развивающего обучения, магистры МГПУ, осваивающие компетенцию тренера-технолога деятельностных практик, педагоги и другие работники образования, реализующие и продвигающие деятельностный подход в обучении.
Анализ практики реализации ФГОС на разных уровнях общего образования позволяет выявить причины, затрудняющие грамотное осуществление деятельностного подхода, среди которых особое место занимает неверное понимание деятельностного обучения многими педагогами, методистами, управленцами, считающими, что уроки «по ФГОС» обязательно должны включать такие ритуалы, как угадывание детьми темы урока, формулирование его цели, составление плана урока, рефлексию и т.д. Для преодоления затруднений появилась необходимость в специалистах, которые могли бы сопровождать сложнейший процесс перехода от традиционного «знаниевого» подхода к деятельностному – тренер-технолог деятельностных образовательных практик.
Тренер-технолог деятельностных образовательных практик – это педагог, владеющий новой компетенцией, которая позволяет осуществлять сопровождение учителей в грамотной реализации деятельностного подхода. Тренером-технологом может быть активный педагог, в том числе и из школьного коллектива, который имеет опыт в реализации деятельностного обучения, может продемонстрировать качественный деятельностный урок, занятие, событие, спроектировать и провести тренинги как для учителей, так и для учащихся и др.; он – хороший коммуникатор, умеющий работать не только с детьми, но и со взрослыми. Тренер-технолог готов участвовать в проектировании учителями деятельностных образовательных практик, помогать оценивать и формировать новые образовательные результаты – учебно-предметные компетенции и метапредметные эффекты. Подготовка и обучение тренеров-технологов проходит в рамках ежегодных специальных стажировочных курсов (МГПУ, АИРО и др.), а также в магистратуре МГПУ "Тренер-технолог деятельностных образовательных практик".
С 2018 года Съезд стал традицией для сообщества тренеров-технологов. В этом году он проходил в трех форматах (удаленный режим): открытые мероприятия с трансляцией в зуме; вебинарная площадка; кинозал (для разгрузки программы, он вынесен за пределы Съезда). В событии приняли участие более 70 человек из разных регионов РФ: Москва, Кемеровская, Московская области, Алтайский, Забайкальский, Красноярский край и др.
На мероприятиях Съезда его участники общались в разных форматах со специалистами деятельностного подхода: круглый стол, где можно услышать, сопоставить и обсудить разные точки зрения на проблемные вопросы деятельностного обучения, а также задать интересующие вопросы; проектные семинары, на которых можно не только найти коллег по профессиональным интересам, но и обсудить совместные проекты на будущее; встречи, позволяющие участникам поделиться своими как своими достижениями за прошедший год, так и возникшими проблемами организационного и содержательного характера и т.д. (Программа Съезда).
Вебинарная практикоориентированная площадка была организована параллельно с основными мероприятиями Съезда и состояла из мастер-классов, тренингов, других образовательных практик, реализованных опытными участниками съезда под руководством супервизоров (Программа вебинаров Съезда). Алтайский край представила лаборатория АИРО в составе М.А. Гончаровой, Н.В. Решетниковой и Е.Н. Даниленко, которые провели два тренинга.
На тренинге «Инструментарий для оценивания урока со встроенной диагностикой» Е.Н. Даниленко совместно с другими магистрами МГПУ первого года обучения предложили разработанное ими средство оценки урока с позиции деятельностного подхода. Апробация этого средства участниками тренинга показала его пригодность в практике работы и учителя, и тренера-технолога как рабочего инструмента, помогающего не только анализировать и конструировать с учетом выявленных недочетов уроки, занятия деятельностного формата, но и выявлять дефициты педагогов в реализации деятельностного обучения. Учителя, опробовавшие инструментарий, пришли к выводу о том, что его можно адаптировать и для администрации школы в виде листа наблюдений урока деятельностного формата.
Другой тренинг «Цифровые инструменты в деятельностном обучении (удаленный формат)», спроектированный и проведенный М.А. Гончаровой, Н.В. Решетниковой, направлен на осуществление проб в использовании цифровых инструментов для организации активно-деятельностного обучения в удаленном режиме. Участники тренинга в режиме онлайн работали с востребованными в организации деятельностного обучения цифровыми инструментами. Среди средств визуализации педагоги осваивали сервис по созданию интеллект-карт, помогающий в организации групповой работы учащихся по выполнению задания как в режиме онлайн, так и в удаленном режиме; виртуальные доски, дающие возможность сбора гипотез учащихся, их идей решения и т.п. для совместного последующего обсуждения, а также позволяющие организовать одновременную работу обучающихся над некоторым заданием в режиме онлайн; и др. Учителя отметили, что правильный выбор и грамотное использование цифровых инструментов в деятельностном обучении помогает при организации совместной деятельности учащихся между собой и с учителем, а также облегчает создание учебного контента, наполненного деятельностным содержанием.
Насыщенная программа Съезда, оживленный, прямой и свободный режим проведения мероприятий и событий (большая часть из них разрабатывалась и реализовывались с участием педагогов), привлеченные супервизоры и специалисты деятельностной педагогики – все это открыло возможности для освоения участниками таких компетенций, как модератор, фасилитатор, диагност образовательных эффектов, тренер-технолог деятельностных образовательных практик.
В рамках Съезда лаборатория по сопровождению деятельностных практик поделилась своими достижениями за учебный год и представила перспективные направления деятельности (презентация); совместно с тренерами-технологами из разных регионов обсуждался план сетевого сообщества тренеров-технологов деятельностных образовательных практик на будущий учебный год, а также магистратуры МГПУ "Тренер-технолог деятельностных образовательных практик".
С теоретическими находками и интересным практическим опытом специалистов деятельностного подхода, педагогов-участников IV Съезда можно будет познакомиться в сборнике, который будет подготовлен организаторами.