Педагоги разных регионов обсудили вопросы грамотной реализации деятельностного подхода
18 ноября 2020 г. состоялось межрегиональное образовательное событие (митап) «Деятельностный подход: миф или реальность?» (программа). Событие организовано лабораторией АИРО по сопровождению деятельностных практик при участии Московского городского педагогического университета и НП «Авторский клуб». Участниками вебинара стали более 50 педагогов не только Алтайского края, но и других регионов РФ (Забайкальский край, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Республика Беларусь, Кемеровская область, Нижегородская область, Саратовская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.).
Встречу провел В.А. Львовский, зав. лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, руководитель НП «Авторский Клуб», ведущий специалист лаборатории АИРО по сопровождению деятельностных практик, международный эксперт по оценке качества образования, учитель, тренер.
Выступление Владимира Александровича было посвящено ответам на вопросы учителей Алтайского края по реализации деятельностного подхода, которые они подготовили заранее к данной встрече. Ни один из вопросов не остался без внимания. Владимир Александрович содержательно, глубоко, очень доходчиво и, приводя множество примеров, выразил свою аргументированную позицию по каждому из вопросов.
Ведущий представил три «кита», на которых строится деятельностный подход, обозначил принципиальные отличия деятельностного урока от недеятельностного, обращая внимание на бесполезность траты времени урока для обучения детей методологии, т.е. прямого обучения школьников умениям учиться. Раскрывая логику обучения в деятельностном подходе, Владимир Александрович отметил, что исторически способы решения задач появлялись, как правило, после возникновения самой задачи, проблемы. Поэтому естественно сохранение такой логики для неформального освоения обучающимися учебного содержания в условиях деятельностного подхода.
Владимир Александрович остановился на характеристике особенностей задачного подхода как переходного мостика к грамотной реализации деятельностного обучения. Для развития у участников встречи умения различать задачу и новое средство (способ действия), которое дети должны открыть/освоить в ходе решения задачи, была организована практическая работа педагогов по экспертизе предложенных пар задач и соответствующих им средств. В ходе голосования и последующего обсуждения были проанализированы основные ошибки, допускаемые педагогами, проектирующими содержание уроков в задачном подходе (уроков проблематизации).
Участники встречи отметили высокий уровень проведенного события и выразили желание о систематическом проведении он-лайн встреч лаборатории АИРО совместно с научными партнёрами.
Н.В. Решетникова, зав. лабораторией АИРО по сопровождению деятельностных практик, поблагодарила выступающего, а также педагогов, направивших свои вопросы в лабораторию к проведенной встрече.
Видеозапись события (смотреть).
Презентация В.А. Львовского (скачать).