III Всероссийский Съезд тренеров-технологов деятельностных образовательных практик в Москве

21 августа 2020 года начал работу Всероссийский Съезд тренеров-технологов деятельностных образовательных практик. Съезды тренеров-технологов проводятся в России с 2018 года, причём в чётные годы – в Москве, а в нечётные – в субъектах Российской Федерации. Так, Алтайский край стал первой региональной площадкой в 2019 году для эффективного взаимодействия тренеров-технологов и педагогов в рамках II Съезда. Нынешний Съезд организован НП «Авторский клуб» и ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Мероприятия Съезда проводятся в двух форматах: очном и дистанционном.

В очном формате принимают участие более 30 человек из разных городов и регионов России, включая Санкт Петербург, Ростов на Дону, Барнаул и др. Алтайский край представлен командой из 11 человек, включая преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин АИРО им. А.М. Топорова, а также членов и активных участников лаборатории по сопровождению деятельностных практик.

Участников Съезда поприветствовал В.В. Шарков, директор ГАОУ ВО города Москвы "Московский городской педагогический университет".

Выступление Б.Д. Эльконина «Современность теории и практики учебной деятельности: ключевые вопросы и перспективы» позволило погрузиться всем участникам Съезда в осмысление новой компетенции педагога – тренера-технолога по сопровождению деятельностных образовательных практик.Какова позиция тренера-технолога? Какое место занимает учебная задача в развивающем обучении? Что такое деятельностный подход? Что требует моделирование? Каковы индикаторы вовлеченности учителя в поиск решения детьми учебной задачи? – основной перечень вопросов, размышлять на которыми предложил Б.Д. Эльконин в ходе своего доклада.

Участвуя в тренинге М.В. Кларина «Зона ближайшего развития по-взрослому (без розовых слюней)», педагоги, опираясь на «колесо жизненного баланса» (Пол Дж. Майер), формировали собственную зону «растяжки», анализ которой позволяет человеку определить, какие необходимо осуществить конкретные изменениядля гармонизации собственной жизни.

В рамках проектного семинара А.М. Медведева и И.В. Жулановой «Цикл работы тренера-технолога деятельностных образовательных практик» развернулась оживленная дискуссия, вызванная пробойсоставления предельной рамки образовательного действия, т.е. выявлением того минимума, без чего образовательное действие состояться не может. Содержание предельной рамки позволило выделить компетенции тренера-технолога, обеспечивающие грамотное сопровождение учителей в проектировании и реализации деятельностного подхода. Тренер-технолог должен иметь психолого-педагогическую подготовку, а также иметь ресурс модератора.

Параллельно с очными встречами проводились заочные встречи в форме вебинаров с Г.А. Цукерман («Нарративная постановка первой учебной задачи») и с Б.М. Мастеровым, В.В. Брофман («Моделирование в консультировании и обучении»).

Информация подготовлена лабораторией по сопровождению деятельностных практик