Шаблоны Joomla здесь

Опыт участия в дистанционных образовательных событиях тренеров-технологов деятельностных образовательных практик

В мае-июне 2020 года мне посчастливилось принять участие в серии образовательных событий в дистанте, которые были организованы инициативной группой тренеров-технологов образовательных практик из числа магистрантов Московского Городского Педагогического университета: Оксана Хахалина (г. Москва), Алёна Трухина (г. Томск), Оюна Дамдинжапова (Забайкальский край). В каждом мероприятии организаторы одновременно являлись экспертами и осуществляли техническую поддержку. Также в качестве экспертов и наблюдателей, кроме педагогов из различных регионов России, в мероприятиях принимали участие и члены «Авторского клуба»: Владимир Львовский, Татьяна Мысина, Сергей Медведчиков и др.

Все мероприятия проводились на платформе Zoom, которая используется для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения.

Первое образовательное событие было тестовым: организаторы «обкатали на взрослых» образовательное событие «Детская игра: умники и умницы». Это событие планировалось провести с детьми. В ходе апробации дистанционного образовательного события со взрослыми были выявлены некоторые организационные, технические и содержательные моменты, которые в игрес детьми необходимо было учесть и поправить. Для меня тестовое событие было полезным с точки зрения организации совместной деятельности обучающихся в дистанционном режиме.

Затем через неделю, с промежутком в неделю, были проведены две игры для детей. Цель проведения игр для школьников 5-6 классов организаторы определили, как «взращивание человека, умеющего работать в команде». Организаторы представили детям возможность попробовать себя в экстремальных условиях — игроки в команде не знакомы друг с другом, время ограничено, некоторые задания былинестандартными. Зато условия безопасные - мир не рухнет, если что-то пойдёт не так. При этом участники могут узнать про себя что-то новое, действуя в ситуации неопределенности.  И хотя все участники были разбиты на группы по 4 человека случайным образом автоматически, всё же организаторы следили за тем, чтобы в группу попадали ученики с разных регионов, и поэтому, при необходимости, делали перераспределение вручную. В первой игре приняли участие 58 человек, во второй игре участвовали 52школьника из Казахстана и из 7 регионов России.

Кроме детей в этих образовательных событиях участвовали и взрослые, но только в качестве наблюдателей: их имена, фото-видео и звук были отключены. Взрослые находились в разных группах и наблюдая за тем, как происходит коммуникация среди школьников, заполняли специальные листы наблюдений, в которых отмечали: как происходит этап знакомства, распределение ролей в команде, стратегия выбора и выполнения заданий, выполняются ли правила (порядок проведения игры) поставленные организаторами, и каков уровень культуры работы в команде.

Перед началом каждого события организаторы проводили с участниками «разминку для мозга» – показывали и предлагали выполнить четыре массажно-динамических упражнения на голову и кисти рук.

После окончания игры, когда все группы отправили организаторам свои выполненные задания, участники вернулись в общий зал конференции ZOOM, где им сразу же представили результаты – назвали группы победителей и призёров игры. Затем все заслушали выступления от групп победителей, в которых они поделились своей тактикой игры и высказали мнение о том, почему им удалось сталь лучшими.

После того как детей «отпустили», в «бой» вступили взрослые – наблюдатели. Они поделились впечатлением о том, как вели себя дети в группах, в чём была особенность в организации коммуникации у победителей, на что следует обратить внимание организаторам в следующий раз, и что следует учесть педагогам при формирования коммуникативных навыков учащихся.

Затем, уже в первой декаде июня, было проведено дистанционное образовательное событие для взрослых, которое организовали представители «Агинской окружной гимназии-интернат». Событие было посвящено формированию командных навыков в сети в рамках краевой научно-образовательной инновационной сессии работников образования Забайкальского края по теме «Организация обучения в современной информационно-образовательной среде».

В этом событии приняли участие 88 работников образования: педагогов образовательных школ, преподавателей системы дополнительного профессионального образования, управленцев из разных регионов нашей страны.  Все участники были разбиты на группы по 4 человека. Для каждой группы были определены наблюдатели, внутренние эксперты из числа работников гимназии, и, кроме того, были определены внешние эксперты.

Правила (порядок) проведения игры для взрослых собственно ничем не отличались от правил, которые предъявлялись детям, зато вот задания были реально взрослые.

Итогом всех этих мероприятий для меня стало осознание того, что ведущим способом работы тренера-технолога деятельностных образовательных практик, как специалиста с принципиально новыми компетенциями и умениями, который сопровождает педагога любого предмета в проектировании и реализации деятельностных образовательных практик в учебном и внеурочном процессах, при работе со взрослыми являются не только тренинги, но и другие деятельностные форматы: образовательные события, погружения, интенсивы.

Информацию подготовил Рыбальченко А.С., специалист по УМР лаборатории по сопровождению деятельностных практик